Статьи

Старая Москва в живописи Ярославы Каплан

Москва в творчестве художников всегда занимала особое место. Достаточно вспомнить произведения художников так называемой Московской школы живописи начала двадцатого столетия. Вобрав опыт предшественников, но при этом не утратив новизны ощущения, индивидуальности авторского почерка, московский художник Ярослава Каплан вдохновенно и целеустремленно пишет старую Москву. 

Старая Москва в картинах, созданных автором с 60-х годов прошлого века и по сей день, обладает особой притягательностью и очарованием. С поэтической пронзительностью художник передает неповторимые ощущения и переживания, которые возникают в нашем сознании при виде златоглавых церквей, уютных двориков с вековыми деревьями, улочек и кривых переулков с дощатыми заборами, витиеватыми оградами и покосившимися купеческими особняками. 

В пейзажах старой Москвы автор воплощает глубоко прочувственное отношение к постоянно меняющимся состояниям природы, выражает собственное настроение. Картины, созданные художником, отмечены особой эмоциональной интонацией и философской созерцательностью, не подвластны соблазнам моды и коньюктуры. 

На картинах Ярославы Каплан изображена не только старая Москва, но и к горькому сожалению Москва ушедшая. В этом отношении пейзажи приобретают особую художественную и историческую ценность. 

Вот, что пишет о творчестве Ярославы Каплан искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Нина Белохвостова: 

"… Москва 60-х, 70-х. Пейзажи экспрессивны по живописи, контрастны, динамичны. Острые, неожиданные ракурсы сочетаются с насыщенным глубоким плотным цветом и разнообразной пастозной фактурой. Художник с наслаждением погружается в стихию цвета, работая то кистью, то пальцем, то мастихином. С решительность художников "Бубнового валета" часто строит свои работы на контрастах цвета, стремится к созданию сложной многоголосой гармонии. Старая Москва на холстах Ярославы Каплан, еще не изуродованная последними перестройками, интересная, интригующая, часто неожиданная и значительная. Жадный глаз художника стремиться к широкому панорамному охвату, но может сосредоточиться и на камерном мотиве. Художник со знанием дела подчеркивает особенности московского урбанизма: нагромождение домов и мостов, динамичные повороты улиц и набережных, выразительные силуэты глухих торцов и изысканный декор сохранившихся особнячков, кривизну карнизов и труб, оконные переплеты и т.д., создает портретные по своей выразительности образы старой Москвы… 

Москва, безжалостно сокрушаемая, на глазах уходит в небытие. Тем драгоценнее каждая выразительно звучащая деталь. Ее город, в основном, обитаемый, динамичный. Дома, люди, машины, трамваи, дорожные знаки и т.д. - все это создает на холстах единый целостный образ, человечный по своему содержанию. Особая мудрость художника позволила оценить эти, казалось бы, будничные проявления повседневности, перевести их в разряд значимых…" 

Многие пейзажи старой Москвы в последние годы выполнены в технике акварели. Ярослава Каплан - участник свыше 40 московских, российских и международных выставок. Ее работы находятся в музее истории Москвы, в частных собраниях России, Украины, Испании, Израиля, США. 

Посетившему сайт Ярославы Каплан предстоит не только встреча с ярким и интересным художником, но и возможность купить понравившуюся картину о старой Москве.